Эволюция интернет-покупателя и перспективы онлайн-торговли

Оглавление:

clip_image001За прошедшие 4-5 лет  онлайн-покупатель в корне изменился: на место обеспеченного мужчины пришла женщина со средним достатком.

В России ежемесячная численность любителей онлайн покупок сегодня примерно 28 млн. человек – это примерно половина всех интернет-пользователей Рунета, то есть каждый второй. При этом характеристика среднестатистического онлайн-покупателя стремительно преобразуется. Если в 2009 году это был финансово-обеспеченный молодой человек, то сегодня это не обязательно, и материальная обеспеченность среднего покупателя  не выше среднего.

В далеком 2004 году средняя аудитория интернета в России была всего 4,1%, а за месяц сеть посещали чуть более 11 млн человек. Только вдумайтесь в эти цифры! Теперь эти показатели НАМНОГО больше. Согласно данным компании Rambler, столица России  — Москва значительно обгоняла субъекты РФ, там интернетом пользовалось 12% населения. Преобладающая часть их них были мужчины. Интернет-посетители были моложе 30 лет и с высшим или средне-специальным образованием.

Высокий уровень дохода был у 60% интернет –пользователей, а средний – у 30%. Эти пользователи  были самой активной и образованной частью общества, к тому же они были богаты. В 2009 году аудитория женщин почти догнала мужскую по количеству:  52% интернет-пользователей были мужского пола, а 48% — женского.

По информации Google за ноябрь 2010 года, в русском секторе интернета мужчины покупали в два раза больше женщин. В основном это были продвинутые банкиры, менеджеры среднего звена или владельцы собственного бизнеса.

Любители онлайн-магазинов были богаты и  в среднем они зарабатывали на 30% больше, чем остальное население, и их расходы были выше на 65%, чем у покупателей в оффлайне. Основным интернет-товаром были авиабилеты. За ними шли билеты на ж/д и туристические услуги.

К оглавлению ↑

clip_image002Интернет-покупатель сегодня: женщина
с небольшим доходом

С 2009 года интернет-покупатель в корне поменялся. На сегодняшний день дамы в интернет-покупках теперь  более смелы, чем сильный пол. Они все активней входят в глобальную сеть и приближаются к естественной модели поведения в повседневной жизни. Самые активные интернет-покупатели по-прежнему молоды, но сейчас они имеют доход не выше среднего, а проживают не только в крупных городах, но и в маленьких населенных пунктах с населением меньше 10 тысяч человек. Кроме того, численность интернет-покупателей увеличивается как раз за счет жителей небольших  населенных пунктов.

Пол. Здесь все зависит от самого товара. Электронику, телефоны и технику больше берут мужчины, а одежду и обувь женщин. Но в общем соотношение приблизительно одинаковое.

Возраст. Около 60% всех интернет-покупателей нет и 35 лет. После 45 лет по-прежнему в количественном соотношении лидируют мужчины. Это можно объяснить тем, что раньше аудитория интернета состояла преимущественно из мужчин, а женщины стали приобщаться к онлайн-покупкам на некоторое время позже. Именно поэтому среди активистов онлайн-покупок зрелого возраста (более 45 лет) лидируют мужчины.

Доходы. Интернет-пользователи совершающие покупки имеют, как правило средний и низкий ежемесячный доход: 40% — от 25 до 45 тыс. рублей на человека, а 44% — менее 20 тыс. рублей. А вот доля онлайн-покупателей среди  обеспеченных пользователей (более 100 тыс. рублей) очень большая —  90%. Те пользователи, которые имеют средний доход, совершают покупки в интернете около 79%, а среди людей с маленьким доходом распространение онлайн-шопинга находится на уровне 56-65%, что тоже довольно неплохо.

Место жительства. Чуть более 50% интернет-покупателей  проживают в живут в крупных мегаполисах, в том числе 23% в Москве и 8% в Санкт-Петербурге. 1/3 онлайн-покупателей приходят из небольших городов (менее 100 тысяч человек), а 1/5 – от 1 млн до 500 тыс. чел. В среднем уровень внедрения онлайн-покупок по всем остальным регионам приблизительно одинаков, самая высокая популярность онлайн-покупок естественно в Центральном округе — 80%.

Интересы. На первом месте по популярности среди покупок являются одежда и обувь (32%). Далее идут  электроника, техника и компьютеры (23%), косметика и средства гигиены (21%). Недалеко ушла и бытовая техника, неплохие результаты показывают авиа и ж/д билеты и билеты на различные мероприятия.

Как платят. Наличность  (наложенный платеж) остается самым распространенным способом оплаты среди всех остальных, в том числе банковские карты, терминалы, электронные деньги.

123

Онлайн-платежам доверяют 3/4 покупателей, в том числе  1/3 платят прямо с  банковской карты. Терминалы не очень популярны (18% онлайн-покупателей).

Нужно отметить, что на выбор способа оплаты влияет  цена товара, дорогие товары в основном оплачивают наличными, а недорогие –  онлайн способами (картой или электронными деньгами).

Все мы понимаем, что портрет среднего интернет-покупателя в недалеком будущем подвергнется новым изменениям. Лет через 5, когда теперешние интернет-покупательницы повзрослеют, соотношение мужчин и женщин свыше 45 лет будет поровну.

Электронная коммерция может уверенно ожидать притока клиентов из регионов. Жители небольших городков, а также люди с низким доходом увеличат свое присутствие в интернет-магазинах — именно среди них интернет-шопинг пока непопулярен, и именно они будут увеличивать рост объема продаж всего рынка.

К оглавлению ↑

 Проблемы и перспективы интернет-торговли

Проведенные исследователями опросы показали следующее: 36% интернет-покупателей сказали, что в онлайн-магазинах покупать дешевле, чем в офлайн; 21-му%  опрошенных такие покупки экономят время; а 19% – что в обычных магазинах нет такого большого выбора товаров. Кроме того, в регионах СЗФО 50% потребителей заказывают товар из других городов, а 77% Петербуржцев покупают через свои городские интернет-магазины.

poc

Таким образом. основными причинами почему до сих пор люди покупают товары в офлайн остается возможность посмотреть, потрогать товар на прилавке и быстро его  купить. Сейчас  развитие интернет-торговли идет в сторону уменьшения курьерской службы и развития системы пунктов самовывоза и почтоматов, поскольку это дешевле. Сейчас, например, в Москве курьерами доставляется 75% товаров, в Петербурге – 50%».

«Онлайн-ритейлеры пока еще не дают 100% гарантии на своевременную доставку, также на слабом уровне работают маркетинговые службы в связи с чем, об областных магазинах никто из потребителей не знает.  Именно поэтому традиционные магазины  пользуются большим доверием среди покупателей.

Специалисты и эксперты считают, что к 2016 году объем интернет-продаж вырастет с 2,5 до 10%, и при этом все больший объем рынка в Рунете захватывают такие монстры онлайн-продаж как Taobao и Alibaba (Китай) и Amazon (США), а также кросс-бординг. Европа уже пала под напором этих монстров онлайн-торговли. Например, Китай  создает склады товаров вдоль границы с Россией, чтобы интернет-покупатели могли быстрее получить заказ.

Российские власти должны активнее идти на встречу отечественным интернет-магазинам, так как заграничные компании, которые не платят налоги в России, могут вытеснить их с отечественного рынка. Для онлайн-магазинов  Рунета сейчас единственный выход – это уйти в ниши. Уйти от брендов и делать акцент на качественный небрендовый товар, купленный в какой либо качественной сети.

17626-NmQ2MjFkMzIwZg

Руководитель отдела по работе с крупнейшими агентствами компании Google Алексей Амилющенко отметил: За год за границу ушли 3 млрд рублей, а сам кросс-бординг вырос за 2013 год на 50% и составил 20% общего объема интернет-покупок. Кроме того, сейчас китайские предприниматели строят торговый центр-склад под Москвой – «Лотос-Сити» общей площадью 1,5 млн кв. м. В 2013 году сдана первая очередь. Планируется построить подобные объекты по всей России.

В России функционируют более 30 тыс. интернет-магазинов, но более 80% из них также не платят налоги и социальные взносы. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, опубликованным в СМИ, в 2013 году государство недополучило 15-20 млрд рублей от незаконного ввоза товаров и 8-10 млрд – из-за уклонения от уплаты налогов.

Конечно, эти недоплаты и экономии на издержках дают некоторые конкурентные преимущества, однако от этого страдает качество персонала, согласного работать в таких условия. В свою очередь игры с государством чреваты последствиями в виде «урегулирования» рынка интернет-торговли.

В целом можно подвести итог, что развитие онлайн-торговли будет происходить по такому же сценарию, что и у офлайн-розницы: крупные компании с хорошей организацией будут показывать рост, небольшие – уйдут с рынка.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога VyacheslavDanilov.ru


Вам также понравится...

Смотри и удивляйся:
Десерт

*посмотреть еще ролик можно обновив страницу в браузере

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *